Какая музыка может быть на вокзале? Аутентичными здесь кажутся лишь паровозные гудки и несложные музыкальные перебивки информационных сообщений. Верно? Да! Но только не для железнодорожного вокзала Павловска середины XIX — начала XX века! Трудно представить, но в те не самые далекие от нас времена на станции проводились концерты и звучала симфоническая музыка. В уютном зеленом Павловске располагалась одна из царских резиденций и — многочисленные дачи жителей столицы. В 1838 году здесь построили железную дорогу, соединившую провинциальный город с Санкт-Петербургом. Станцию в Павловске назвали новым словом «вокзал» (от Vauxhall — названия сада Воксхолл-Гарденз, открывшегося в 1660 году в английском Кеннингтоне). С конца XVIII века подобные «воксалы» (сады и парки с павильонами, где проводились увеселительные мероприятия) становились всё популярнее в Петербурге, а затем и во всей России. Чтобы привлечь пассажиров к новому виду транспорта, администрация Царскосельской железной дороги позаботилась о развлечениях для самой разно­образной публики: здесь запускались фейерверки, проводились балы и концерты. Часть программы была бесплатной, одновременно на концерты «серьезной» музыки и известных исполнителей продавались билеты. Вскоре вокзал получил шутливое прозвище «Соле­ный мужик», от французского «salon de musique». «Павловские сезоны» длились с мая по октябрь, привлекая дачников и других слушателей самых разных сословий. Благо­даря музыкальным программам, балетам, балам и появившимся позже тема­ти­ческим концер­там, вокзал вскоре начал конкурировать с Филармоническим обществу Петербурга. В 1880-е на вокзале появился соб­ственный оркестр, в состав которого входило до 80 музыкантов. Концертная жизнь закипела: к примеру, в 1912-м здесь было дано более 10 тысяч кон­цертов, из них — около 600 симфонических, а август этого года ознаменовался выступлением юного Прокофьева.  На концертной площадке исполнялись произведения Бетховена, Моцарта, Гайдна, Россини, Вагнера, Верди, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Чайковского и многих других композиторов, а на сцене Павловского вокзала в разное время выступали хор московских цыган под управ­лением Ильи Соколова, Федор Шаляпин, Анна Павлова. После революции Павловский вокзал посте­пенно стал терять свою просветительскую функцию. В декабре 1917-го вокзальный оркестр был объединен с бывшим придворным и переименован в Первый большой симфонический оркестр. В 1921-м коллектив получил название «Оркестр Государственной академической филармонии». Вплоть до Великой Отечественной войны на Павловском вокзале проходили эстрадные концерты. Во время боевых действий Павловск попал под артобстрел. Здание «музыкального вокзала», к сожалению, было разрушено. Друзья, как вам история? Знали об этих удивительных музыкально-железнодорожных фактах?